Страница обновлена 20.06.2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников п. Каменники (МДОУ детский сад п. Каменники)

Страница обновлена 20.06.2018
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников п. Каменники (МДОУ детский сад п. Каменники)

Ребёнок плохо говорит. Что делать?

 

    Итак, в вашей семье прибавление. Все безмерно рады. Малыш растёт. Вы радуетесь, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-либо сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение речи – последняя самая важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

    Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличии от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, сто ему нужно? Или же его словарь составляет лишь несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна для окружающих? Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребёнка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотёк.

    Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ваш ребёнок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».

    Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребёнок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит (дети жестоки, и он может быть прав). Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными.

    Для предотвращения всех этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте – одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребёнка. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Кажется, наши папы и мамы достаточно запуганы. Они хватают своё дитя и бегут к логопеду. Хорошо, если всё в порядке. А что же делать, если страшный диагноз «задержка речевого развития» или « общее недоразвитие речи» повис над вами?

    Не впадайте в панику! Правильно оцените состояние своего ребёнка. Такой диагноз ни в коем случае не означает умственной неполноценности малыша. Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать общее недоразвитие речи. Реально оцените свои моральные и материальные силы и выберите приемлемую для вас систему занятий.

    Идеальный вариант. Если в вашем городе есть логопедические ясли или младшие логопедические группы в детских садах, постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребёнок их посещал при условии, что он может это делать по состоянию здоровья. Конечно, придётся заниматься и дома, но ваши занятия будет контролировать логопед.

    Хороший вариант. Если у вашего малыша нет возможности посещать логопедические группы в раннем и младшем возрасте или вы просто не хотите этого делать и нашли логопеда, согласившегося заниматься с маленьким ребёнком, тоже хорошо.

    Универсальный вариант. Конечно, никто не может заменить ребёнку логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребёнку в речевом развитии, чтобы не терять драгоценное время, если в данный момент вы не можете оплачивать услуги логопеда, а в городской логопедический сад принимают только в 4-5 летнем возрасте или вы ещё стоите на очереди в такую группу.

 

Как определить отклонения в речевом развитии ребёнка.

 

    Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребёнка является крик.

    1-2 мес.       Интонирует крики ( Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия).

    2-3 мес.       На смену крику приходит гуление.   Гуление – произнесение гласных звуков, близких к А,Ы,У, возможно в сочетании с согласным Г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

    4-5 мес.      Лепет. ( Ребёнок повторяет за вами и произносит сам что то похожее на слова)

    7-9 мес.      Ребёнок произносит серии одинаковых слогов: « дя-дя-дя»,       « ба-ба-ба», « ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетными словами.

    9-11 мес.     Малыш подражает звукам речи взрослых. ( Ребёнок использует в речи « нянькин язык». Слова состоят из двух, трёх открытых слогов: ляля, тата, кука и др., много звукоподражаний: би би гае гае пи пи и проч.)

    11-13 мес.    Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов.  Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается ( около 300 слов различных частей речи).

    2-3 года.      В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.  Внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Развивается словотворчество (ребёнок « сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка).

    3-4 года.        Словарь ребёнка состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребёнок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

    4,5-5 лет         К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. В этом возрасте заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью.  

    6 лет                 Происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи.

    7лет                   Ребёнок начинает осознавать себя как социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребёнка появляется « внутреняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Становится возможным установление причинно – следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах.

    Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

                           Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно

                            исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки

                            речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а

                            уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и

                            лепета.

    Проявите инициативу первыми! Конечно же, за состоянием ребёнка кроме родителей должны следить и участковый педиатр, и воспитатель детского сада. Однако, дорогие родители, вы должны запомнить, что, как это ни печально, но кроме вас в наше время ваше дитя никому не нужно. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: « У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь».

 

    Признаки благополучного развития речи у ребёнка

 

•        Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.

•        У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

•        Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

•        Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

•        Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

•        Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить ошибки сам.

 

       Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития

                очевидны, если:

•        К концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением.

•        К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

•        К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

•        К 7 месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение мелодичным погремушкам.

•        К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

•        К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

•        К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (« покажи», « принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

•        К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа».

•        К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

•        К 2 годам ребёнок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях.

•        К 2,5 годам не понимает разницу между словами « большой» и              « маленький».

•        К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

•        В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

•        В 5 лет ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок. Не может правильно произносить некоторые звуки речи. Искажает слоговую структуру слова. Затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, смотреть – глядеть, и т. д. , подобрать к слову антоним: холодный – горячий, грустный – весёлый и т.д.

•        Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

•        Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то.  Он говорит на одному ему понятном языке.

•        Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.    

 

                         Если вы обнаружили хотя бы один признак

                         неблагополучного развития речи ребёнка,

                         значит вашему ребёнку необходима помощь!

 

    Каждый ребёнок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трёх лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространённых типа нормально развивающихся детей. 

« Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно всё потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

    Иногда « говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, всё остальное они « сделают» сами.

« Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надёжная обстановка, в которой они могут неторопливо « созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. « Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

    Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательно реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае « молчун» может замкнуться в себе.

    Однако, если ваш « молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту.

 

 

 

    Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребёнка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребёнка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка. Таким образом, успешность развития ребёнка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических « родительских» средств воздействия на ребёнка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.

    Дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети».  Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя своё неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

    В любом случае эти дети характеризуются  следующим образом: « Всё понимает, но не говорит».

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

1.       Обратится к специалистам ( педиатр, невролог, психиатр, логопед, психолог).

2.       Развивать слуховое внимание.

3.       Формировать фонематическое восприятие.

4.       Развивать понимание речи и активизировать словарь.

5.       Изучить специальную литературу:

 

o       Елена Краузе.Логопедия.- СПб.: КОРОНА-Век, 2009г.

o       Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.

o       Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит? – М.:Айрис пресс 2004.

o       Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение,1989.

o       Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н.Новгород: Изд-во «Флокс»,1995.

o       Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.

o       Жукова О.С. Серия «Обучение с пелёнок».Развивающие игры. –СПб.: ООО «Издательство ОНИКС –СПб», 2001.