Условия охраны жизни и здоровья воспитанников в ДОУ
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаем сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделали вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.
Мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Решение задачи по укреплению здоровья привела коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.
Цель:
сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.
Задачи:
- - повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;
- - обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.
С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.
С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).
Промежуточный анализ результативности работы свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.
Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ
Педагогические специалисты |
Задачи работы |
Формы работы, направления деятельности
|
Инструктор по физической культуре |
1.Оздоровительные задачи: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; всестороннее совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание организма. 2.Образовательные задачи: - формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья. 3.Воспитательные задачи: - развитие у воспитанников умений творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость. |
1.Проведение мониторинга. 2.Проведение организованной образовательной деятельности. 3.Проведение утренней гимнастики. 4.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии 5.Проведение спортивных праздников и развлечений. 6.Консультации для педагогов и родителей. |
Воспитатель |
1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий. 2. Привлечение родителей к организации сотрудничества по вопросам оздоровления и закаливания детского организма. |
1.Соблюдение скорректированного режима дня 2.Проведение бодрящей, общеразвивающей, дыхательной и других гимнастик (пальчиковая, для глаз) 3.Проведение оздоровительного закаливания. 4.Работа с родителями. 5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, педагогом-психологом. |
Учитель-логопед |
1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. 2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. 3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. 4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения речевой работы с детьми. |
1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. 2.Проведение мониторинга. 3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.
|
Педагог-психолог |
1.Сохранение психологического здоровья детей. 2.Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений 3. Консультационная работа с родителями и педагогами. 4.Психологическое сопровождение детей в период адаптации. 5.Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
|
Психодиагностическая работа С детьми по следующим направлениям: диагностические наблюдения в период адаптации ребенка к условиям ДОУ; диагностика психического развития детей; диагностика психологической готовности детей к школе. С родителями: диагностика особенностей семейного воспитания, родительских установок (анкетирование, беседы); изучение внутрисемейных отношений. С педагогами: диагностика индивидуальных особенностей личности и их профессиональной направленности; социометрические исследования коллектива; диагностика по индивидуальным запросам. Психопрофилактическая работа С детьми: контроль соблюдения в группах оптимального психологического микроклимата, предупреждение психологической перегрузки у детей (индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно – ролевые; психогимнастика. С родителями: психологическое просвещение через выступления на родительских собраниях, наглядные материалы, индивидуальные памятки и буклеты. Психокоррекционная работа С детьми: индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия для будущих первоклассников. С родителями: психологическая подготовка родителей будущих первоклассников (беседы, консультации); индивидуальные занятия с целью обучения навыкам эффективного общения с ребенком. С педагогами: индивидуальная работа по преодолению личностных проблем. Консультационная работа С детьми: психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С родителями: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам. С педагогами: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам по проблемам взаимоотношений в коллективе, личностного роста, взаимоотношений с родителями воспитанников. |
Старшая медсестра |
Осуществление первичной профилактики |
Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении. |
Контроль организации питания
|
Контроль состояния калорийности питания и анализ качества питания. Контроль выполнения натуральных норм. Контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока. Составление меню. Бракераж готовой продукции. |
|
Контроль физического воспитания
|
Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой. Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей. Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий. |
|
Гигиеническое воспитание в детском коллективе
|
Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни. Организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия. Контроль гигиенического воспитания. |
|
Иммунопрофилактика
|
Планирование и анализ вакцинации. Осмотр детей перед прививкой. Контроль состояния здоровья после прививки. |
|
Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к ДОУ
|
Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом). Контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции. Работа в ПМП службе сопровождения детей. |
|
Организация витаминотерапии
|
Витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой) - витаминизация мультивитаминами (ревит, аскорбиновая кислота) - чаи с лимоном, - введение в меню клюквенных напитков, лук, чеснок |
|
Анализ состояния здоровья Диспансеризация
|
Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий. Проведение профилактических медицинских осмотров. Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья; контроль их выполнения. |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
№ |
мероприятия |
возрастная группа |
сроки |
ответственный |
Мониторинг |
||||
1 |
Определение уровня физического развития. |
все группы |
2 раза в год (сентябрь, май) |
ст. медсестра, врач |
2 |
Адаптация ребенка к условиям ДОУ |
группа раннего, младшего возраста |
по окончании адаптационного периода |
ст. медсестра, врач, специалисты |
3 |
Определение уровня физической подготовленности. (пособие Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова.) |
группы дошкольного возраста |
2 раза в год (сентябрь, май) |
ст. медсестра, ин. по физ-ре |
4 |
Проведение плантографии для ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата (плоскостопие) |
группы старшего возраста |
1 раз в год |
ст. медсестра |
5 |
Антропометрия |
группа раннего возраста дошкольные группы |
ежеквартально,
2 раза в год |
ст. медсестра
|
6 |
Диспансеризация |
группы старшего возраста |
1 раз в год |
специалисты детской поликлиники, ст. медсестра, врач |
Двигательная активность |
||||
1 |
Утренняя гимнастика |
все группы |
ежедневно |
воспитатели, ин. по физ-ре |
2 |
Физическая культура (в зале, на прогулке) |
все группы |
3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на прогулке) |
ин. по физ-ре |
3 |
Подвижные игры |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
4 |
Спортивные упражнения |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
5 |
Гимнастика пробуждения |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
6 |
Спортивные игры |
старшая, подготовительная |
2 раза в неделю |
воспитатели |
7 |
Физкультурные досуги |
группы дошкольного возраста |
1 раз в месяц |
ин. по физ-ре воспитатели |
8 |
Физкультурные праздники |
группы дошкольного возраста |
2 раза в год |
ин. по физ-ре воспитатели |
9 |
Дни здоровья |
группы дошкольного возраста |
1 раз в квартал |
ин. по физ-ре воспитатели |
Профилактические мероприятия |
||||
1 |
Проведение плановых профилактических осмотров |
все группы |
по плану работы мед. службы |
врач, ст. медсестра
|
2 |
Осмотр перед прививками и контроль реакции |
все группы |
по плану работы мед. службы |
врач, ст. медсестра |
3 |
Осмотр детей после болезни |
все группы |
постоянно |
врач, ст. медсестра |
4 |
Выполнение санитарных требований |
все группы |
постоянно |
врач, ст. медсестра |
5 |
Проведение противоэпидемических мероприятий |
все группы |
постоянно |
врач, ст. медсестра |
6 |
Проведение санитарно-просветительской работы с родителями |
все группы |
постоянно |
врач, ст. медсестра |
7 |
Витаминотерапия |
все группы |
ежегодно в период с 30.09 по 30.04 |
ст. медсестра |
8 |
Йодопрофилактика |
все группы |
|
ст. медсестра |
9 |
«С» – витаминизация третьего блюда |
все группы |
ежедневно |
ст. медсестра |
10 |
Фитонцидотерапия (добавление в пищу лука, чеснока) |
группы дошкольного возраста |
ежегодно в период с октября по февраль |
ст. медсестра, воспитатели |
11 |
Музыкотерапия |
все группы |
использование музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности, в режимные моменты |
музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель
|
Форма двигательной активности |
Особенность организации |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
|
Утренняя гимнастика |
ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность 5-10 мин. |
Двигательная разминка |
ежедневно во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз), длительность 7-10 мин. |
Физкультминутка |
ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, длительность 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
ежедневно, во время прогулки, длительность 20-25 мин |
Индивидуальная работа по развитию движений |
ежедневно, во время прогулки, длительность 12-15 мин. |
Гимнастика пробуждения |
ежедневно по мере пробуждения детей, длительность 3 – 5 мин. |
Пальчиковая гимнастика |
ежедневно, 2-3 раза в день по 2-3 мин. |
Дыхательная гимнастика |
ежедневно, 3-4 раза в день по 1-2 мин. |
Артикуляционная гимнастика |
ежедневно, 2-3 раза в день по 3-5 мин. |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
НОД физическая культура всех типов: -традиционные -тренировочные -занятия-соревнования -интегрированные с другими видами деятельности -праздники и развлечения. |
три раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на прогулке), длительность 15-30 мин. |
Самостоятельная деятельность |
|
Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке |
ежедневно, длительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
Физкультурно-массовые мероприятия |
|
Физкультурные досуги |
1 раз в месяц, длительность 20-40 мин. |
Физкультурные праздники |
2 раза в год, длительность 20-60 мин. |
Дни здоровья |
1 раз в квартал, длительность 20-40 мин. |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи |
|
НОД физическая культура совместно с родителями в дошкольном учреждении. |
по желанию родителей, воспитателей и детей. |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада. |
во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников. |
Система закаливающих мероприятий
№ |
форма закаливания |
закаливающее воздействие |
1 |
Утренний прием на улице
|
сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями |
2 |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) |
воздушная ванна |
3 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении |
воздушная ванна |
4 |
Прогулка |
воздушная ванна |
5 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на прогулке) |
воздушная ванна с физическими упражнениями |
6 |
Дневной сон с доступом свежего воздуха
|
воздушная ванна с учетом сезона года, погодных условий и индивидуальных особенностей ребенка |
7 |
Гимнастика пробуждения (упражнения после дневного сна) |
сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
8 |
Умывание в течение дня прохладной водой (рук, лица, шеи) |
водные процедуры |
9 |
Обливание ног прохладной водой |
водные процедуры |